Практический опыт тренера! Заури Абуладзе
Практический опыт применения индивидуального подхода к обучению технике ударов в теннисе – важный вопрос. Это теоретический фундамент методики обучения ударам детей, начиная с четырех-восьмилетнего возраста. Существует и методика обучения технике удара подъемом. Общие принципы обучения, педагогические закономерности действуют вне зависимости от вида спорта и нашего желания, на то они и закономерности. Да, могут быть отличия в деталях методики обучения конкретному виду спорта, но общий подход один.
Возможно, приведенная информация позволит взглянуть на учебно-тренировочный процесс обучения в теннисе под другим ракурсом. Я начал это применять и сразу добился хороших результатов – при помощи введения методики обучения ударам в теннисе – всего за четыре-шесть месяцев. Реализация моих подходов методики уже применительно к теннису давала свои плоды. Пользуясь моей методикой, вы сразу увидите нереальные результаты, которые обычными способами, существующими в мировой практике, невозможно добиться.
Ставить технику, заниматься целенаправленным обучением техническим приемам можно только тогда, когда ребенок готов к этому физически, психологически, функционально. До определенного возраста дети могут воспринимать движение только в целом. У них отсутствует способность осознавать движение технически. Поэтому необходимо поэлементно выделять какие-либо детали, неосознанно работать над уточнением движения.
Маленькие дети не могут долго удерживать свое внимание на каком-либо предмете и движении, не могут, в силу своих физиологических и психологических качеств, долго концентрировать внимание на задании тренера. Не могут сознательно обдумывать движение и корректировать его в зависимости от результата выполнения. Поэтому чаще всего применяемый метод с детьми от четырех-семи лет – повторение регламентированного упражнения, которое характеризуется многократным выполнением двигательного действия при строгой регламентации формы движений – является малоэффективным. И даже вредным, так как создает предпосылки для формирования навыка неправильного (ошибочного) выполнения отдельных деталей или элементов технического движения.
Определить возраст, с которого можно начать целенаправленное обучение технике тенниса, трудно. Очень многое зависит от индивидуальных способностей и задатков конкретного ребенка и от профессионализма тренера.
При построении учебно-тренировочного процесса надо знать основные методические принципы обучения технике тенниса и уметь применять их на практике. Знание принципов построения обучающей тренировки и методики обучения техническим приемам позволит и оценивать построение тренировочного процесса, и правильно подбирать способы, средства и методы, применяемые в занятиях с технической направленностью. При обучении технике тенниса надо применять индивидуальный и групповой способ тренировки, которые значительно эффективнее командных занятий. Конечно, для этого в организацию тренировочного процесса надо внести определенные изменения, но эффективность как отдельных упражнений, так и всей тренировки с технической направленностью значительно повысится.
Сиюминутные задачи достижения конкретных спортивных результатов в теннисе закрывают главную цель – воспитание техничных теннисистов, способных играть на высоком уровне. Но даже если постепенно приходит понимание, что спортивный результат в юношеском возрасте – это не главное, подход к учебно-тренировочному процессу остается устаревшим. Поэтому задача повышения эффективности учебно-тренировочных занятий по обучению технике тенниса является крайне актуальной.
Тренировка – учебное занятие, в котором решаются разнообразные задачи по подготовке юного теннисиста.
Обучающая тренировка – занятие, в котором соблюдаются принципы формирования навыка.
Обучающее упражнение – упражнение, которое служит формированию динамического стереотипа, соответствующего стандарту изучаемого технического приема.
Техника тенниса очень многообразна. И тренеру надо успеть обучить игрока большому количеству технических приемов. Такая ситуация часто заставляет детского тренера переходить к обучению другому техническому приему, не достигнув нужного автоматизма движения предыдущего. Это большая ошибка. В результате мы получим игрока, который умеет много, да все знает на троечку, делает технические приемы с большим количеством брака.
Обучение техническим приемам нельзя проводить в отрыве от других направлений тренировочной работы. Только их гармоничное и своевременное сочетание позволит добиться высоких результатов обучения. Принцип индивидуализма лежит в основе, фундаменте теоретических предпосылок данной монографии.
В индивидуальных видах спорта индивидуализация подготовки игрока еще не заняла достойное место в планах тренеров. Но именно индивидуализация занятий является необходимостью, которая позволит интенсифицировать тренировочный процесс и повысить качество и эффективность обучения.
Необходимо отойти от практики обучения всех, всему и одинаково. Такое отношение к обучению юных теннисистов порождает серую массу выпускников теннисных школ, слабо подготовленных технически, не имеющих своей индивидуальности. Отдельные звездочки появляются не благодаря, а вопреки системе подготовки резервов в детском теннисе, за счет сильной природной одаренности и таланта, который не смогли усреднить.
Должен предостеречь от недооценки теоретических знаний. Мол, теория теорией, а практика живет по своим законам. Это глубокое заблуждение, которое вызвано нежеланием учить теорию, осмысливать полученные знания и думать, как применять их на практике. В отдельных случаях встречается снобистское отношение к методике специалистов по теннису. Типа теннис – это особенный вид спорта, не похожий на другие, стоящий отдельно от всех остальных на более высоком уровне и живущий по своим законам.
Изложенные педагогические принципы обучения являются фундаментом для практических занятий. Отвергнув или забыв какой-либо принцип в тренировочной работе, вы просто-напросто значительно снизите эффективность использования тренировочного времени, а значит, ваш воспитанник безнадежно отстанет от более способных игроков или от игроков одинакового с ним потенциала, но тренировавшихся более эффективно и правильно.
Возможность оценить эффективность обучающей тренировки в целом и каждого упражнения в частности является очень важной частью организации учебно-тренировочного процесса.
Наличие внешних стереотипов для формирования правильного движения обязательно.
Подготовка организма игрока к освоению конкретного технического приема – важное условие повышения эффективности упражнения тренировки. Разогрев мышцы, участвующие в движении, повысив их эластичность, подготовив суставы и сухожилия к работе, мы сможем с первых же движений выполнять технический прием правильно.
Перед началом выполнения плана занятия по обучению удару необходимо освежить в памяти игрока уже изученные движения, настроить его на обучение путем повторения различных элементов технического приема.
Если игрок во время выполнения упражнений на технику удара нанес менее 30 ударов в сжатый временной отрезок, то это значительно снижает эффективность обучения данному техническому приему. Конечно, о цифре количества тренируемых ударов за одну тренировку можно спорить.
Я считаю, что для появления реального и качественного сдвига в формировании автоматизма при целенаправленном обучении удару за тренировку надо нанести не менее 100–200 слева или справа правильных ударов, только тогда можно считать тренировку полноценно обучающей. Но цифру в этих ударах можно признать необходимым минимумом. Все удары, даже при различных упражнениях, должны быть максимально стандартизированы, особенно на начальной стадии обучения.
Тренер должен очень тщательно продумывать организацию упражнения для того, чтобы два важных условия выполнения технического приема – количество ударов и время паузы между ними – являлись оптимальными. Наиболее эффективно работать над ударом серийно. То есть надо выполнять серию ударов от 80 до 100 с минимальной паузой, затем перерыв полторы-две минуты, и новая серия.
Существует проблема скучного упражнения. Частое и длительное повторение технического приема и стандартизация движения – важное условие эффективного формирования автоматизма – ведет к снижению концентрации внимания теннисиста на отдельных элементах движения, падает интерес к упражнению и, как следствие, снижается продуктивность занятий. Решать эту проблему надо не частой сменой упражнений, а другими педагогическими средствами и методами.
Во-первых, повышением эмоциональности упражнения, введением различных соревновательных мотивов. Так мы замаскируем «монотонность» работы эмоциями.
Во-вторых, спрятав основную часть упражнения в предварительных действиях и каких-то движениях после выполнения главного задания, которые можно менять без ущерба обучаемости. При этом, конечно, надо следить за тем, чтобы эти изменения в упражнении не влияли на выполнение главной задачи.
После каждого удара тренер должен оценить движение, похвалить спортсмена за правильное выполнение задания, его результативность, отметить верное выполнение какой-либо детали движения, сосредоточить внимание на изучаемом элементе, отметить, но уже для себя, ошибки, для дальнейшего анализа. Своевременная подсказка, корректировка выполнения движения, концентрация внимания теннисиста на правильном выполнении какого-либо элемента или детали техники, что называется, по горячим следам, значительно повышают эффективность обучения.
В то же время теннисиста необходимо научить самостоятельно оценивать правильность выполнения как упражнения в целом, так и отдельных частей и элементов технического приема. Сознательное отношение к движению у теннисиста, проговаривание задачи, сама корректировка исполнения элементов и деталей технического приема, при знании эталонного движения, является важным потенциалом для повышения эффективности упражнения – к сожалению, этот потенциал часто не реализуется.
Избежать заучивания ошибок – важная задача, стоящая перед тренером. Если не обращать внимания на ошибочное движение в стандартных ситуациях, то получится ситуация, когда ошибки тренируются наряду с правильными движениями. Но это происходит только в том случае, если ошибка повторяется регулярно. На череду отдельных и разных ошибок можно в данном упражнении не обращать внимания. Это только отвлекает внимание от тех элементов, которые планово разучиваются.
Но в то же время тренер должен обращать внимание не только на отдельные ошибки, чтобы анализировать причину их возникновения, иметь возможность отслеживать их повторяемость в других упражнениях и занятиях, но и на то, как лечить ошибки, возникающие в ходе выполнения технического приема.
Работа детского тренера относится к творческой сфере деятельности. Но, имея право на творчество, тренер не должен забывать, а тем более игнорировать, законы и закономерности процесса обучения.
Могут быть методические особенности учебного процесса, вытекающие из личных качеств тренера, основанные на накопленных знаниях и практическом опыте, но все это должно базироваться на педагогических законах.
Практический опыт тренера! Заури Абуладзе